Праздник – как социально-художественное явление

Праздник является одним из самых первых наиболее эффективных общественных регуляторов. В ходе развития общества развивался и сам праздник. Польский социолог Казимеш Жигульский утверждал, что праздник возник в мустьерскую эпоху - палеолит 40 000 лет до н.э. Отголоски элементов древнего праздника сохранились и в современных. Праздники эпохи неолита – 6 000 лет до н.э:

Миф, как первый сценарий человеческой жизни. Всякое празднество, по мнению М.М. Бахтина, очень важная первичная форма человеческой культуры. Праздник – как лингвистический термин и его эквиваленты в разных языках:
Хатч (хатчать – танцевать) празднование с древнееврейского.
Латинский «ferial» праздничные дни какникулы, дни отдыха, а также «festum» - праздник, торжество, праздничный день (освещенное место).
Французский:
А) Особый день, посвященный культу религиозных церемоний.
Б) Публичные развлечения, устраиваемые по какому либо поводу и не имеющие религиозного характера.
В) Удовольствие, житейские радости, счастье.
ФРГ 60-х гг. 20-го века:
 «Das fest» – праздничное торжество.
«Die feier» – торжество.
Германия 1969:
Праздник, изъятие из повседневности, учрежденные согласно правилам общественные события торжественного характера  в свободное от работы время.
Словарь гуманитарных наук Париж:
Праздник – это момент социокультурной динамики, когда сообщества развлекательным (игровым) способом подтверждают свойственные им общественные и культурные отношения.
Определение праздника в толковых словарях:
1.     Энциклопедический словарь библиографического общества «гранат» 1897 определяет понятие праздник как религиозное явление.
2.     Словарь Даля: праздный – пустой, незанятый, порожний.
3.     Фасмер определяет праздник – как праздь, безделье.
4.     В словаре Ушакова и Ожегова праздники считают связанными с определенными днями.
5.     Мифы народов мира: праздник – это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, максимальное причастие как институциализированное действо.
Понятие «праздник» в определениях ученых:
1.     И.М. Снегирев 1837 – «Праздник, есть антитеза будней с их трудом и заботами. Это проявление особой праздничной свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.
2.     Генкин Д.М 1972 г.  «Праздник, гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия.
3.     Казимеш Жигульский 1985 «Праздник, семантически связан и со свободным временем, временем празднества отдыха, торжеством и ритуалом.
4.     М.М. Бахтин 1965 г. «Праздник, первичная форма человеческой культуры».
5.     Мазаев 1978 г. «Праздник, свободная жизнедеятельность, протекающая в свободных границах места и времени в процессе живого контакта людей собравшихся добровольно.
6.     Лаптева 1975 г. «Праздник это традиционная форма народного отдыха, удовлетворяющая естественные для человека потребности в массовом общении, в нем переплетаются все виды культуры. 
7.     Определения режиссеров практиков: «Праздник, это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей».
Соотношение основных понятий связанных с праздником:
Традиция, обряд, обычай, традиция, церемония, ритуал.
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Обычай – стереотипное поведение в стереотипных условиях.
Обряд – художественное осмысление важного события в жизни человека и природы.
Церемония – регламентированное во времени о пространстве, обрядовое действо.
Ритуал – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного поведения, упорядоченная система действий, которая выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.
Театрализованный праздник и театрализованное представление общее и отличительное.
Общее:
1.     ТП и П являются формами человеческой культуры (духовно-практической деятельностью).
2.     И ТП и П являются театрализованными.
3.     И ТП и П организованны по законам театра
Отличия методологические:
 1. Праздник не предполагает деления на зрителей и участников
Отличия методические:
1.     Праздник имеет много очагов.
2.     Праздник – не имеет локальных, территориальных ограничений (по отношению к представлению). Улица = площадка.
3.     Праздник не имеет временных рамок, а представление должно быть ограниченно во времени.
4.     Праздник не репетируется.     
Таким образом, ТП является частью праздника, выполняя функцию зрелища эстетического компонента.
Праздник в археологической классификации культуры:
Наше время. Формирование временных религий.
6. Железный век 2000 лет до н.э.
5. Бронзовый век 4000 – 2000 лет до н.э.
4. Энеолит, новейший каменный век.  
10000 – 4000 лет до н.э Земледелие.
3. Неолит.
2. Мезолит 15000 – 10000 лет до н.э.                               Языческая религия.
1. Палеолит – от 3-х миллиардов до 15000 лет до н.э.
В ходе истории в обществе постепенно создается основная система ценностей, в результате которой естественно развивается праздничная культура. В ходе индустриализации и возникновении больших городов, появляются новые формы праздничной культуры. На данном этапе в России существуют государственные и религиозные праздники (календарные). По словам Снегирева, праздник есть сегодняшняя антитеза будням.
  Праздники есть у всех народов мира и являются неуничтожимой категорией.  
  В нем нет социального неравенства.
 

Комментарии

Комментировать

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и почты преобразуются в ссылки автоматически
  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
(351) 235-84-84
тел. 8 (351) 235-84-84,
г. Копейск, ул. Победы, 16б.
г. Челябинск, ул. Пушкина, 32. (филиал)+7 (351) 23-11-404

ИНН 7411020140 | ОГРН 1057405510436

Договор Публичной Оферты