Масленица!

МАСЛЕНИЦА — ОДИН ИЗ ДОХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ, КОТОРЫЙ СО­ХРАНИЛСЯ И ПОНЫНЕ. ОТМЕЧАЮТ ЕГО ЗА СЕМЬ НЕДЕЛЬ ДО ПАСХИ В ТЕЧЕ­НИЕ СЕМИ ДНЕЙ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЕТ СВОЕ НАЗВАНИЕ. ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ЭТОГО ПРАЗДНИКА — ОБИЛИЕ БЛИНОВ И РАЗГУЛЬНОЕ ВЕСЕЛЬЕ.

масленица

«Канун масленицы — вселенская суббота или большая родительская, в которую все православные поминают усопших своих родителей. Этот день по введении христианства Святым Владимиром тем более полюбился русским, что он отчасти совпал с древнею тризною, ко­торая перешла и к римлянам, где долгий праздник фебруалий в честь бога Фебрууса, заключался февралиями, торжественной жерт­вой по умершим.

С принятием Русью христианства неделя, предшествующая Ве­ликому посту, называлась вначале мясопустом,потому что в эту не­делю запрещалось есть мясо.

Название же сырной недели и масленицы явились не ранее XVI века.

Всякому ведь известно, что наш мясопуст совершенно соответ­ствует западному карнавалу, название которого составилось из двух латинских слов: carnis-vale т. е. «говядина, прощай»: впрочем, другие производят его от слов: carnis-avalт.е. «говядину поедай».

Итак масленица есть чисто русское детище, об этом говорит даже французской писатель Жюль Жанен. По его словам, «масленица, вероятно, родилась на севере — она дочь мороза. Чело­век увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель при­звал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, с  обнаженною грудью, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она за­ставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, охватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обмо­рока».

масленица

Так широко праздновали масленицу на Руси, почему недаром в народе нашем сохраняются доселе поговорки:«Не житье, а масле­ница»; «Не все коту масленица»; «Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ»; «Выпили пива на масленице, а с по­хмелья ломало после Радоницы».

В некоторых губерниях сохраняются масленичные обряды, очень напоминающие собой обряды языческие. «Так в Костромской губернии в последний день масленицы, в воскресенье, составляется верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными на голо­вах колпаками, называемая обозом.

Вечером того же дня ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки, а в деревнях и селах вечером женщины и мужчи­ны, взяв с своего двора по пуку соломы, складывают их в одну кучу и зажигают, это значит — сжигают масленицу.

В Саратовской губернии возят масленицу — деревянную куклу, посаженную верхом на лошадь и идя за ней, поют веселые песни.

В воскресенье хоронят куклу, что называют похоронами маслени­цы.

В Ярославле с четверга поют коляду:

Уж как шли ребята колядовщики, Виноград, красно-зеленая моя! Колядовщики, все фабричники, Виноград, красно-зеленая моя!

(Припев этот повторяют после каждого стиха песни).

Мы искали двора господина своего, Господин двор на семи верстах, На семи верстах, на осъми столах Посреди двора, посреди широкого, Стоят три терема, Три терема златоверхие. В первом терему красно солнышко, Во втором тереме часты звездочки Сам хозяин в дому, господин в терему, Хозяйка в дому, госпожа в высоком, Млады девушки в дому, как орешки в меду. Виноград, красно-зеленая моя…

По окончании песни радушные хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощанье колядовщики поют хо­зяину благодарность:

Благодарствуй, хозяин, на хлебе, на соли, и жалованье, Виноград, красно-зеленая моя! Накормил, напоил, со двора пустил, Виноград, красно-зеленая моя.

В некоторых губерниях во время масленицы существуют еще особого рода потехи.

Например, в Симбирской и Пензенской губерниях на масленице строят на реке городок из снега; городок этот укрепляют башнями, делают в них двое ворот, и прорубают вблизи города прорубь. К этому городку собирается множество мальчиков, пеших и конных; пока пешие занимают городок, конные готовятся к нападению; на­конец конница, по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город против конницы, чтобы не допустить их ворваться в крепостные ворота, от­бивая их метлами и помелами. Однако конница берет верх и побе­доносно въезжает в ворота городка; потом купают в проруби своего начальника, а затем, вместе с осажденными, разрушают городок с веселыми песнями и возвращаются домой; такой же обычай сущест­вует в Сибири. Картина Сурикова прекрасно иллюстрирует взятие городка.

В Архангельске в четверг возят по городу корабль, убранный раз­ноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Поезд ко­рабля сопровождается ряженными, с музыкой и песнями. Обычай этот, вероятно, занесен в Архангельск ссыльными или переселенца­ми из Москвы и Петербурга, видевшими маскарадные шествия на улицах при Петре Великом».

К числу потех масленицы должно отнести и кулачные бои, кото­рые есть остаток древней военной потехи, ибо наши предки сража­лись со своими врагами на кулачках, о чем свидетельствует летопись: в XIII столетии во время войны Великого Князя Киевского Мстислава Ш против Великого Князя Юрия Всеволодовича, Мсти­слав и Владимир Князь Псковской, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, представили на их во­лю сражаться пешими, или на конях. Тогда новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но, по примеру предков наших, пеши и на кулаках биться». Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свози­ли из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали силь­ный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги и платились нередко за свою отвагу жизнью. Кулачные бои совершались тремя способами: бой один на один считался самым лучшим; ужасная, полная драматизма картина такого боя воспроизведена кистью художника Пескова, к сожалению рано умершего. Затем, также практиковался бой — стена на стену, а реже всего допускался бой сцеплялка-свалка. Лучшими бойцами «один на один» считались тульские бойцы, а «стена на стену» слави­лись казанские суконщики. Сцеплялка-свалка обыкновенно проис­ходила благодаря старикам, которые подзадоривали молодых рассказами и обещаниями также биться; молодые переходили с вес­тями из двора во двор, дети выходили на затравку и составляли предвестников сцеплялки. Когда бились «стена на стену», то запас­ных бойцов каждая сторона уговаривала стоять за ее стену, и они выпускались только тогда, когда неприятель пробивал стену. Наде­жда-боец летел о шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежа­щего не трогал, и пробив стену возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Часто случалось, что слабые бойцы закладывали в рукавицы бабки-чугунки для поражения противника.

Герберштейн, бывший в России при Иоанне Грозном также упо­минает о кулачных боях, которыми забавлялись москвичи в празд­ничные дни. Кулачным боем у мальчишек ознаменовывалась встреча масленицы, пред которою, в воскресенье, после заутрени церковь наша совершала «действо страшного суда».

На площади, за алтарем Успенского собора, устраивали места для патриарха и царя. Против патриаршего места ставили козел или рундук (подмостки), обитый красным сукном, куда приносили образ Страшного Суда, большой аналой о наволокою под икону Богоро­дицы и под Св. Евангелие и приготовляли стол для освящения воды.

Самое действо совершалось по особому «чиновнику» или уставу и состояло в пении стихирь, в освящении воды и чтении на четыре страны Евангелия, после которого патриарх отирал губкою образ Страшного Суда и прочие иконы, вынесенные к действу. По оконча­нии действа патриарх осенял крестом и кропил святою водою Госу­даря и духовных и светских властей. Это действо происходило иногда и в самом Успенском соборе, а за болезнью патриарха и со­всем отменялось. Перед выходом на действо, рано утром, Государь совершал обход тюрем и приказов, где сидели колодники, и всех бо­гаделен; там раздавал он своеручно милостыню и освобождал пре­ступников."

Комментарии

Комментировать

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и почты преобразуются в ссылки автоматически
  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
(351) 235-84-84
тел. 8 (351) 235-84-84,
г. Копейск, ул. Победы, 16б.
г. Челябинск, ул. Пушкина, 32. (филиал)+7 (351) 23-11-404

ИНН 7411020140 | ОГРН 1057405510436

Договор Публичной Оферты