Истоки русского театра

Русский театр зародился  глубочайшей древности. Почвой для появления его первоначальных элементов была производственная деятельность наших далеких предков-славян. Большую роль в развитии элементов театра в сложную систему народного драматического творчества сыграли многочисленные обряды, обрядовые действа и народные праздники. 

Пройдя многовековой путь самостоятельного развития, русский народный театр оказал огромное влияние на театр профессиональный (хотя и не стал по ряду причин его основой). Можно сказать, что без учета опыта народного театра, без опоры на него как на прочный фундамент профессиональный русский театр не смог бы за исторически короткий период своего существования подняться на мировые высоты. Уже одно это заставляет относиться к русскому народному театру с большим вниманием, делает необходимым его изучение.

Элементы художественного осмысления действительности появились еще в эпоху первобытнообщинного строя. Искусство в ту далекую эпоху было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей»

Главное место в искусстве первобытного человека занимал зверь — предмет охоты, от успехов которой во многом зависела вся жизнь. В ритуалах перед началом охоты или после успешного ее завершения были и драматические элементы, воспроизводящие эпизоды охоты. Возможно, уже тогда один или несколько участников рядились в шкуры и изображали зверей, другие были «охотниками».

С развитием земледелия появляются аналогичные действа, воспроизводящие посадку, выращивание, уборку и обработку полезных растений. Такие действа просуществовали многие века. Некоторые из них в виде хороводных или детских игр дожили до наших дней. Широко известна хороводная игра «Ленок», участники которой изображают, как сеют, убирают и обрабатывают лен, а также игра-песня «А мы просо сеяли...».

Постепенно широкое распространение получают различные обряды и обрядовые действа, связанные со знаменательными событиями в жизни всего рода, такими, как победа над врагом, заключение мира, выборы вождя, свадьба, похороны. Многие из них с течением времени разрастаются, превращаются в сложные ритуалы, длящиеся иногда по нескольку дней. Особое внимание обращает на себя свадебный обряд, отдельные части которого так богаты драматическими элементами, что допускают сравнение со спектаклем. Повсеместно распространенное выражение «играть свадьбу» говорит о том, что и сам народ был близок к пониманию свадебного обряда как представления.

Большое значение в развитии театра и искусства в целом имели народные праздники. Дни предков были временем, когда народное искусство жило особенно интенсивной жизнью.

Для того чтобы понять роль народных праздников в становлении театра, нужно хотя бы кратко познакомиться с их первоосновой.

По теории английского ученого Д. Фрэзера, ведущие положения которой признаются и нашей наукой, древнее празднество связано с языческим почитанием умирающего и воскресающего «божества растительности». Ежегодное увядание растений осенью, умирание зимой и возрождение весной было осмыслено нашими предками как процесс, стоящий в прямой связи с увяданием, смертью и возрождением «божества растительности». Религия, основанная на культе такого божества, существовала у многих народов как на Востоке, так и в Европе.

Во время праздников, отмечавших одну из фаз существования божества, совершались магические действия — как бы проигрывалось, переживалось вместе с божеством то, что с ним происходит. Для этого сооружалась кукла, чучело. Иногда божество изображал специально наряженный человек.

Смерть божества не была «естественной» — божество убивали. «Обрядовый ритуал,— пишет известный советский ученый В. Я. Пропп,— включал убиение этих божеств — потопление, растерзание; их убивали для того, чтобы вызвать их воскресение, так как воскресение божества, как думали, обеспечивает возрождение природы весной после ее зимнего сна, который без этих обрядов продолжался бы вечно»

Растерзание чучела, ритуальное избиение наряженного богом человека производилось со смехом, при общем ликовании всех участников. Это объясняется тем, что, по понятиям наших предков, смех имеет особую силу, помогает быстрому и мощному возрождению божества и, следовательно, возрождению растительности, плодородию полей, приплоду скота.

Насильственная смерть и затем возрождение божества были главными фазами его существования, а поэтому и праздники, к которым приурочивались эти фазы, были главными, наиболее яркими народными праздниками.

Ритуальные действия с чучелом или ряженым, изображавшим божество, постепенно теряли свое магическое значение, превращались в праздничные развлечения, игры. Вместо божества в центре таких народных игр стал появляться царь, воевода, помещик, купец, игумен. Так же как и божеству, ему сначала поклонялись, делали вид, что его боятся, выполняли все его приказы, а потом под смех и при общем ликовании развенчивали, что равнялось бывшему ритуальному убийству. Так божественная символика заменялась отражением социальных отношений, магия перерождалась в пародию и сатиру.

Комментарии

Русский драматический театр. Под ред. проф.Б.Н.Асеева и проф. А.Г.Образцовой

Комментировать

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и почты преобразуются в ссылки автоматически
  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
(351) 235-84-84
тел. 8 (351) 235-84-84,
г. Копейск, ул. Победы, 16б.
г. Челябинск, ул. Пушкина, 32. (филиал)+7 (351) 23-11-404

ИНН 7411020140 | ОГРН 1057405510436

Договор Публичной Оферты